Прокуратура разъясняет

С 1 января 2016 года увеличен повышающий коэффициент при оплате водоснабжения иэлектроснабжения

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» с 1 января 2016 года с 1,2 до 1,4 увеличен повышающий коэффициент при оплате водоснабжения и электроснабжения без счетчика при наличии технической возможности его установки (по нормативу), а с 1 июля 2016 года указанный коэффициент будет повышен до 1,6.


Указанные меры реализуются в рамках государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, призваны побудить граждан к рациональному использованию ресурсов и установке индивидуальных приборов учета энергии.

(подготовлено прокуратурой Юсьвинского района Пермского края 10.02.2016)

Медицинский осмотр обязателен при трудоустройстве большинства категорий работников

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Как правило, при трудоустройстве гражданин обязан пройти предварительный медицинский осмотр. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) такое обязательное условие установлено при приеме на работу лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, работников, привлекаемых для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также на вахтовые работы.


Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений также обязаны при трудоустройстве проходить медицинскую комиссию.

Следует отметить, что перечни работ, при приеме на которые необходимо проходить предварительный медицинский осмотр, установлены не только ТК РФ, но и федеральными законами, постановлениями Правительства России, нормативно-правовыми актами министерств и ведомств. 
Например, такие перечни установлены приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н для трудоустройства на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работы, связанные с движением транспорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 года № 1020 определен перечень работников, обеспечивающих движение поездов.

Федеральные законы, определяющие деятельность правоохранительных и судебных органов, органов прокуратуры также обязывают граждан при трудоустройстве проходить предварительный медицинский осмотр.

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательной медицинской комиссии может повлечь административную ответственность по части третьей ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде крупного штрафа, до 130 тысяч рублей.

Отказ гражданина от прохождения предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве недопустим и является основанием для отказа в трудоустройстве. В заключение отмечу, что в соответствии со статьями 212, 213 ТК РФ расходы на прохождение медицинского осмотра несет работодатель, то есть он обязан возместить работнику расходы, понесенные при его прохождении.

(подготовлено отделом кадров прокуратуры Пермского края 10.02.2016)

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Одной из основных причин возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем. Необходимо помнить, что каждый гражданин обязан соблюдать требования пожарной безопасности.


Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

За нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен административный штраф для физических лиц до 5 000 рублей, для юридических лиц до 1 000 000 рублей и приостановление деятельности до 90 суток, на должностных лиц до 60 000 рублей, в зависимости от совершенного правонарушения и наступивших последствий.

Статьей 219 Уголовного кодекса РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человеку либо смерть, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы до 7 лет.

В статье 168 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, то есть ущербе более 250 000 рублей, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. В соответствии с санкцией данной статья за совершение преступления предусмотрена ответственность до 1 года лишения свободы.

(подготовлено прокуратурой Кировского района г. Перми 10.02.2016)

В Пермском крае отменена ежемесячная денежная выплата за третьего и последующего ребенка

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

С 01 января 2016 года в Пермском крае прекращена ежемесячная денежная выплата родителям, чьи третий и последующие дети родились с 01 января по 31 декабря 2014 г.


Право на получение данной выплаты сохранилось только за гражданами, у которых третий и последующий ребёнок родился с 01.01.2013г. по 31.01.2013, при этом выплата производится до достижения ребёнком трехлетнего возраста и только тем семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в среднем по Пермскому краю на душу населения.

Данная мера социальной поддержки в Пермском крае была рекомендована Указом Президента № 606 от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета. Порядок осуществления данных выплат урегулирован субъектом Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями в региональном Законе от 9 сентября 1996 г. № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

(подготовлено отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края 12.02.2016)

Установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан в отдельных сферахэкономической деятельности

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

С 01 января 2016 года вступил в силу Указ Губернатора Пермского края от 15.12.2015 № 173, которым на 2016 год установлен запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пермского края на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.


В соответствии с данным актом работодателям запрещено привлекать иностранных граждан в сфере лесопромышленного комплекса - при лесозаготовки, предоставлении услуг в области лесозаготовок, распиловки и строгании древесины; в сфере торговли - в розничной торговле в неспециализированных магазинах, в розничной торговле напитками в специализированных магазинах, табачными изделиями в специализированных магазинах, лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), розничной торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках и в прочей розничной торговле вне магазинов, палаток, рынков; в сфере пассажирских перевозок - в деятельности сухопутного пассажирского транспорта на внутригородских и пригородных перевозках, а также в деятельности такси.

За нарушение установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление трудовой деятельности в отдельных сферах экономики статьей 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа для граждан в размере до 4 тысяч рублей; для должностных лиц - до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(подготовлено старшим помощником прокурора края по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях 12.02.2016)

Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальнойслужбы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

(подготовлено отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края 12.02.2016)

Разъяснение законодательства об оружии

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

В связи с поступающими обращениями граждан об оспаривании действий должностных лиц ГУ МВД России по Пермскому краю об отказе в выдаче лицензий на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом прокуратурой края разъясняется:


В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Таким образом, одним из условий приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом является наличие на момент его приобретения в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия не менее пяти лет.

При этом следует отметить, что течение указанного срока должно быть непрерывным. Суммирование иных периодов владения оружием, которые прерывались к моменту обращения с заявлением о выдаче лицензии, законом не предусмотрено.
Указанное требование обусловлено тем, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, в связи с чем, установление минимального срока владения менее опасным гладкоствольным (по сравнению с нарезным) оружием направлено на обеспечение безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц.

Также разрешение на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют право получить граждане, в собственности которых нет гладкоствольного оружия, но владеющие на законных основаниях на момент получения такого разрешения охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом.

(подготовлено управлением по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края 17.02.2016)

Гражданским законодательством установлен порядок рассмотрения дела при отсутствии ответчика(заочное производство)

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.


При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.

Если истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

При изменении истцом предмета или основания иска, увеличении размера исковых требований суд не вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства в данном судебном заседании.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

В соответствии со ст. 237 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
При отмене заочного решения суд возобновляет рассмотрение дела по существу. В случае неявки ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, принятое при новом рассмотрении дела решение суда не будет заочным. Ответчик не вправе повторно подать заявление о пересмотре этого решения в порядке заочного производства.

(подготовлено прокуратурой г. Гремячинска Пермского края 17.02.2016)

Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрена ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.


Согласно ст. 74 Закона № 131-ФЗ главы муниципального образования или главы местной администрации могут быть отрешены от должности в случае:
- издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
- совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

(подготовлено прокуратурой Чердынского района Пермского края 17.02.2016)

Единство ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Гражданская служба и муниципальная служба являются органически сопряженными институтами публичной службы, имеющими общие основания нормативно-правового обеспечения на уровне федерального законодательства.


Деятельность гражданской службы и муниципальной службы строится на единых принципах:
-приоритет прав и свобод человека и гражданина;
-равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами служащего;
-профессионализм и компетентность служащих;
-стабильность службы;
-доступность информации о службе;
-взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
-защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

В связи с прохождением службы служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в которых он замещает должность.

В целях обеспечения единства ограничений Федеральным законом от 15.02.2016 № 21-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальным служащим предоставлено право на выкуп подарка, полученного им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Норма указанной статьи вступает в силу с 26.02.2016.

(подготовлено прокуратурой Чердынского района Пермского края 17.02.2016)

НАПИСАТЬ ОНЛАЙН