Прокуратура разъясняет

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Законодательством Российской Федерации установлено, что в целях выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующего устранения все нормативные правовые акты (их проекты) подлежат прохождению антикоррупционной экспертизы.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в области юстиции, органы, организации и их должностные лица.

При этом институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). 

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, государственные органы - разработчики проектов нормативных правовых актов размещают эти проекты на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ.

 

С 22 сентября 2016 года вступит в силу закон, устанавливающий единую систему профилактики правонарушений

 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы

профилактики правонарушений в Российской Федерации» устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Законом сформулированы следующие принципы профилактики правонарушений: 

- приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений; 

- законность; 

- обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений; 

- открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

- компетентность;

- ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Кроме того, законом устанавливаются основные направления профилактики правонарушений; полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Также предусматриваются формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

 

Повышена ответственность работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда

 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

В частности, статья 5.27 КоАП РФ дополнена частью 6, 

предусматривающей административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

В качестве меры ответственности за совершение данного правонарушения предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Также установлена административная ответственность за совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. При совершении данного правонарушения должностным лицом, оно может быть подвергнуто дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Этим же законом увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат, который согласно изменениям в статье 236 Трудового кодекса РФ не может быть ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки вместо (ранее в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации). 

Изменения вступают в силу с 03.10.2016

 

Особенности формирования плана проверок  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 и 2018 годы

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2016

№ 691 внесены изменения в Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Правила дополнены обязанностью получения информации об отнесении юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.

Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля при разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого лица к субъектам малого предпринимательства.

Запрос направляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.

Таким образом, урегулирован порядок получения информации, необходимой органам государственного и муниципального контроля для соблюдения запрета на включение в ежегодный план проверок субъектов малого предпринимательства.

Постановление вступило в силу 01.08.2016.

 

С 1 января 2017 года вводятся в действие новые санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах

 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

21.06.2016 № 81 утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Вышеуказанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее СанПиН) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

Соблюдение требований данных СанПиН является обязательным для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Настоящие СанПиН не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

СанПиН предусмотрены требования, в том числе к: 

- показателям микроклимата на рабочих местах; видам шума, вибрации на рабочих местах;

- к защите от инфразвука, ограничению неблагоприятного влияния ультразвука на рабочих местах; 

- электрическим, магнитным и электромагнитным полям, лазерному, ультрафиолетовому излучению на рабочих местах; 

- освещению на рабочих местах.

В связи с вступлением СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» с 1 января 2017 года признаны утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях», а также приложение 3 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

 

Комиссии по трудовым спорам являются эффективным органом по рассмотрению

индивидуальных трудовых споров

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 Трудового кодекса РФ - далее ТК РФ).

Индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников о принудительном взыскании начисленной и невыплаченной заработной платы вправе рассматривать и разрешать комиссии по трудовым спорам.

В силу ст. 384 ТК РФ комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации) из равного числа представителей работников и работодателя.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осу-ществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комис-сии.

Согласно статье 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статьями 388 - 389 ТК РФ регламентирован порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, исполнение решений комиссии по трудовым спорам.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, являются исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Ограничения и запреты, предусмотренные законом о противодействии коррупции для лиц, 

замещающих муниципальные должности

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на лиц, замещающих муниципальные должности, распространены некоторые ограничения и запреты, предусмотренные Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять следующие виды деятельности:

- быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;

- получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

- выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

- разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Кроме того, лица, замещающие муниципальные должности (в том числе депутаты всех уровней, независимо от того, осуществляют они деятельность на постоянной или на непостоянной основе) обязаны:

- представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Требования к объектам культурного наследия

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» вводится понятие защитной зоны объектов культурного наследия.

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений в границах некрополей, объектов монументального искусства, памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, для которого установлены требования и ограничения в соответствии со статьей 56.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Так, Законом определены следующие границы защитной зоны объекта культурного наследия:

- для памятников в границах населенного пункта - 100 м от внешних границ территории памятника;

- для памятника вне границ населенного пункта - 200 м от внешних границ памятника;

- для ансамбля в населенном пункте - 150 м от внешних границ ансамбля;

- для ансамбля вне границ населенного пункта - 250 м от внешних границ памятника;

- для объекта культурного наследия в границах населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля;

- для объекта культурного наследия вне границ населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта - 250 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Вместе с тем, на основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

Для органов охраны культурного наследия вводится обязанность направлять в орган кадастрового учета документы о зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне, необходимые для внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу с 10 октября 2016 года.

Внесены изменения в ряд актов Правительства РФ, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ

 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 № 1434 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

В частности, в состав технической документации на многоквартирный дом включены документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включены списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Изменениями в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, установлено, что в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства сторон по подписанию актов, фиксирующих показания коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения обязательств управляющей организации, в том числе в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации или в связи с прекращением или аннулированием лицензии управляющей организации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, предусмотрено, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, дополнены разделом VI, определяющим порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием.

 

Установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете 

недвижимого имущества

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

С 01.01.2017 года вступает в силу Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883.

Приказом установлены требования к подписанию заявления (собственноручной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью), обязанность выдачи заявителю одновременно с уведомлением о приеме документов информации, содержащей уникальный идентификатор платежа для уплаты государственной пошлины, с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину (если пошлина не уплачена), требования к электронным документам, необходимым для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав электронных документов, требования к сертификации средств электронной подписи.

Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя:

- в форме документов на бумажном носителе при личном обращении: в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте, через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте,

- в форме документов на бумажном носителе, направляемых в орган регистрации прав посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте,

- в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», направляемых в орган регистрации прав через: единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальный сайт, а также с использованием веб-сервисов.

 

НАПИСАТЬ ОНЛАЙН