Прокуратура разъясняет

По каким вопросам проводятся публичные слушания в муниципальных образованиях

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень вопросов, по которым требуется проведение публичных слушаний в муниципальных образованиях.
Так, на публичные слушания должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что в муниципальных образованиях публичные слушания также проводятся по проектам планов и программ развития муниципального образования, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, проектам правил благоустройства территорий.

Введена административная ответственность за повторно совершенное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральным законом от 29.05.2019 № 114-ФЗ внесены изменения в статью 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установлена административная ответственность за повторно совершенное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, а равно самовольное (безучетное) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Изменения вступают в силу с 09.06.2019.

Верховный Суд РФ разъяснил, когда не получится восстановить срок принятия наследства

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации разрешен спор о правах наследников первой очереди на наследство по истечению срока его принятия. 
Апелляционной инстанцией отменено решение суда первой инстанции, в соответствии с которым детям умершего наследодателя отказано в удовлетворении иска о восстановлении срока для принятия наследства. Апелляция посчитала причины пропуска срока принятия наследства уважительными и восстановила данный срок. 
Не согласившись с указанными выводами, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 19.03.2019 решение суда апелляционной инстанции отменила ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят не только материальные ценности, но и имущественные права и обязанности.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 Гражданского кодекса РФ). 
Согласно ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Специальным Пленумом Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» определено, в каких случаях просьбы наследника, пропустившего срок, суд может удовлетворить: если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срока по уважительным причинам. К таким уважительным причинам отнесены: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность. Также перечислено, что не является уважительными причинами кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследства.
Исходя из вышеизложенного Верховным Судом РФ сделан вывод, что основанием для восстановления наследнику срока принятия наследства является не только установление судом факта смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств того, что он не знал об этом событии по объективным и независящим от него обстоятельствам, а также соблюдение наследником срока обращения в суд.
При этом Верховный Суд РФ подчеркнул, что отсутствие у наследников сведений о смерти наследодателя не относится к юридически значимым обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность восстановления срока.
Разрешая конкретный спор, по которому истцами являлись дети умершего наследодателя, не принявшие в установленный законом срок наследство по причине неинформированности о смерти отца, в связи с тем, что с последним не общались, Верховный Суд РФ указал, что истцы не были лишены возможности поддерживать отношения с отцом, интересоваться его судьбой и здоровьем. 
Нежелание поддерживать родственные отношения, отсутствие интереса к судьбе наследодателя не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда РФ к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. 
Доказательства, свидетельствующих об объективных, независящих от истцов обстоятельства, препятствующих общению в отцом, в суд предоставлено не было, в связи с чем оснований для восстановления срока для принятия наследства у суда апелляционной инстанции не имелось.

С 1 июня 2019 года продавать государственное и муниципальное имущество нужно в электронной форме

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

С 01.06.2019 в законную силу вступает Федеральный закон от 01.04.2019 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с положениями данного Федерального закона аукцион, конкурс, продажу путем публичного предложения и продажу без объявления цены потребуется проводить только через операторов специализированных площадок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ранее продажа публичного имущества в электронной форме была лишь правом продавца. Как показала практика, на региональном и местном уровнях этим правом пользовались достаточно редко. С 01.06.2019 право выбрать электронную процедуру превращается в обязанность. Иными словами, продавец больше не сможет провести аукцион, конкурс, продажу путем публичного предложения и продажу без объявления цены, принимая конверты с заявками и предложениями.
Продавать имущество необходимо на специализированной электронной площадке. Таких площадок восемь:
- электронная площадка АГЗ РТ (http://sale.zakazrf.ru/);
- Единая электронная торговая площадка (https://www.roseltorg.ru/search/sale);
- Российский аукционный дом (http://privatization.lot-online.ru/);
- ТЭК-Торг (https://www.tektorg.ru/sale178/procedures);
- Национальная электронная площадка (https://www.etp-torgi.ru/);
- Сбербанк-АСТ (http://utp.sberbank-ast.ru/AP/NBT/Index/0/0/0/0);
- РТС-тендер (https://www.rts-tender.ru/platform-rules/platform-property-sales);
- ЭТП ГПБ (https://etpgpb.ru/).
На каких площадках регистрироваться, продавец решает самостоятельно. Регистрация бесплатная.
Сам же порядок проведения продажи имущества в электронной форме описан в постановлении Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Взыскание ущерба, причиненного транспортному средству вследствие ненадлежащего содержания дорог

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд за взысканием причиненного ему материального ущерба в случае, если владелец дороги отказывается добровольно возместить вред, причиненный по его вине вследствие ненадлежащего содержания имущества.
В случае обращения как в суд, так и непосредственно к владельцу дороги в досудебном порядке, гражданин обязан предъявить доказательства как самого факта причинения вреда, так и наличия причинно-следственной связи между наличием факта ненадлежащего содержания дороги и причинённым вредом.
Кроме того, если при причинении вреда имуществу по причине ненадлежащего состояния дороги также произошло дорожно-транспортное происшествие, необходимо составление акта обследования дорожных условий. Данный акт составляется сотрудником ГИБДД при участии представителя организации, осуществляющей содержание и текущий ремонт дороги, сразу после ДТП или в течение суток с момента ДТП.
Данный акт является непосредственным доказательством причинно-следственной связи между ненадлежащим содержанием дорог и ДТП (вины дорожной службы). 
Также необходимо представить доказательства обоснованности размера заявленного вреда, а именно - документы, подтверждающие оплату гражданином ремонта транспортного средства, либо, например, отчет об оценке стоимости восстановительных работ.

 Возврат товара продавцу, если утерян чек

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.
При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет, телефон), а оплата товара (работ, услуг) осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).

 Внесены изменения в законы, регулирующие сферу закупок

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Так, согласно внесенных изменений отменяется план закупок и сокращается срок внесения изменений в план-график, устанавливается срок возврата заказчиком денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта (30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту и 15 дней - для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кроме того расширяется возможность применения «короткого» электронного аукциона - использовать такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн. рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. рублей.
Предельные суммы, на которые заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) увеличены со 100 тыс. руб-лей до 300 тыс. рублей (для любых товаров, работ, услуг), с 400 тыс. рублей до 600 тыс. рублей (для отдельных государственных и муниципальных учреждений), с 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на поставку лекарственных препаратов).
Внесенными изменениями субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации освобождаются от необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта в случае наличия у них положительного опыта исполнения трех контрактов за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Также внесены изменения, касающиеся участия в закупках услуг по организации отдыха детей. В частности, в целях обеспечения участия в закупках услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению исключительно лиц, обладающих необходимым уровнем квалификации, устанавливается, что такие закупки осуществляются путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе в электронной форме.
Вместе с тем Федеральный закон, ограничивая цену контракта, допускает возможность осуществления указанных закупок путем проведения запроса котировок, а также заключения соответствующего контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что необходимо для привлечения к закупкам новых участников, не имеющих надлежащего опыта. При этом дополнительные квалификационные требования к таким участникам не предъявляются.
Согласно внесенным изменениям расширен перечень случаев, когда заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающим более простое правовое регулирование процедур закупок. В частности, на основании положений этого Федерального закона можно осуществлять закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), а также по завещанию.
Кроме того предусматривается возможность при осуществлении отдельных закупок включать в контракт условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Такое условие может быть включено в контракт, предусматривающий выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

В России вводится новый вид муниципального образования - муниципальный округ

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, направленные на совершенствование принципов территориальной организации местного самоуправления.
В частности, в дополнение к существующим типам муниципальных образований законодателем вводится новый - муниципальный округ.
Муниципальным округом, в соответствии с подписанным Федеральным законом, является несколько объединенных общей территорией населенных пунк-тов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное само-управление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
С учетом введения нового типа муниципального образования Федеральным законом уточняются перечень видов преобразования муниципальных образований и порядок изменения их границ. В частности, предусматривается возможность разделения муниципального и городского округов. Перечень вопросов местного значения устанавливается единый для таких муниципальных образований.
Кроме того, Федеральным законом регулируются также вопросы, связанные с содержанием наименований муниципальных образований. Так, наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование, а также указание на наименование муниципального района или городского округа с внутригородским делением (для поселений и внутригородских районов соответственно).
Указанным Федеральным законом предусмотрен переходный период до 1 января 2025 года, в течение которого не отвечающие его требованиям городские округа должны быть преобразованы в муниципальные округа, а законы субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие.

Внесены изменения в Федеральный закон о приватизации государственногои муниципального имущества

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Федеральным законом от 01.04.2019 г. № 45-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Поправками предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своим решением могут поручить юридическим лицам, указанным в законе, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества. Установлен размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу такому юридическому лицу.
Проведение торгов по продаже государственного и муниципального имущества будет осуществляться исключительно в электронной форме независимо от способа приватизации (аукцион, конкурс, продажа имущества посредством публичного предложения, продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе, продажа имущества без объявления цены).
Кроме того, установлено, что уведомление о признании участника аукциона победителем направляется победителю в день подведения итогов аукциона.
Изменения вступят в силу 1 июня 2019 года.

Правительством скорректирован ряд нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия контролирующих органов при выявлении самовольных построек 

Прокуратура Пермского края
Прокуратура Пермского края

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 № 233 внесены изменения в Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
На органы, осуществляющие надзор в указанных сферах возложены обязанности по направлению в орган местного самоуправления уведомления о выявленных самовольных постройках с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Закреплён срок направления такого уведомления - 5 рабочих дней со дня окончания проверки. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В дальнейшем, орган местного самоуправления в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, обязан их рассмотреть и по результатам рассмотрения принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями, обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями либо направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.

Документ вступил в силу 14.03.2019.

НАПИСАТЬ ОНЛАЙН